ГКУ РС(Я) "Верхневилюйский центр содействия семейному воспитанию имени И.И. Седалищева"

Понедельник, 13.05.2024, 05:14
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

проект "Центр содействия по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи"

Центр содействия семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи

Анализ социокультурной ситуации

Верхневилюйский детский дом был создан 17 апреля 1943 г. На форму семейного типа перешли в сентябре 1992 г.

В 2009 году на основании Постановления Главы муниципального района  «Верхневилюйский улус (район)» «О создании уполномоченной Службы Сопровождения замещающих семей Верхневилюйского детского дома» от 17.06.2009 г. №351 Поскачина В.С  и при содействии начальника органа опеки и попечительства Верхневилюйского улуса Колесовой А.П. на базе Верхневилюйского детского дома была создана уполномоченная Служба Сопровождения замещающих семей.

В 2012г. срок соглашения о сотрудничестве и деятельности уполномоченной службы сопровождения по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи (патронатные, приемные, усыновление, опека и попечительство) между отделом опеки и попечительства администрации МР и МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхневилюйский детский дом имени И.И.Седалищева» продлен Постановлением Главы муниципального района  «Верхневилюйский улус (район)» от 01 марта 2012года №84

В 2013 году вышло постановление Главы администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» №333 от 13 мая 2013г.  «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей» на базе МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхневилюйский детский дом имени И.И.Седалищева».

Проблематика проекта

По итогам статистических  данных о социальном положении  по Верхневилюйскому улусу показало:

·              число лишенных родительских прав родителей и количество детей, оставшихся без попечения родителей,  повышается;

·       число детей, переданных в детские дома, уменьшаются;

·       число неблагополучных семей увеличиваются;

·       количество детей, находящихся в добровольной опеке увеличивается.

В связи с этим появилась необходимость устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи, подбор, обучение кандидатов в замещающие семьи, в профессиональном сопровождении этих семей, для разрешения возникающих проблем, с целью профилактики возврата детей.

Философские основания

Проект представляет собой программу реорганизации Верхневилюйского детского дома в Центр содействия семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи на базе ППМС-службы сопровождения Верхневилюйского детского дома.

Цель деятельности Центра:

Обеспечение психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детском доме, в замещающих семьях, оказание помощи и постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подготовка кандидатов в замещающие семьи,  сопровождение замещающих семей, а также  содействие устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в кровную семью, профилактика сиротства.

 Задачи Центра:

- устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи;

- подбор для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в Учреждение, совместимой с ними семьи;

- психолого-педагогическая подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче на воспитание в семью;

- психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей;

- реабилитация детей, отобранных у кровных родителей, возвращенных из замещающих семей в Центр;

-  подготовка кандидатов в замещающие родители в ШПР;

- психолого-педагогическое просвещение замещающих родителей, проведение семинаров, круглых столов, тренингов, тематических бесед, распространение опыта по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  через Клуб замещающих семей «Араначчы»;

- мониторинг развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профилактика отказов родителей (законных представителей) от детей, возврата детей из замещающих семей, организация коррекционно-реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, в целях возвращения им условий развития и воспитания ребенка, сохранения его в кровной или замещающей семье;

- комплексное сопровождение лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая:

- методическое сопровождение педагогических работников, повышение их квалификации.

- взаимодействие с другими учреждениями и организациями.

Психологическая концепция

Опыт работы по семейному устройству показал, что благодаря проживанию в семье, ребенок усваивает представление о разнообразии социальных ролей в семье, осознает свою половую принадлежность, вырабатывает представление о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать не роль сироты, а роль полноценного человека,  у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решать.

Результаты нашего мониторинга наглядно показывают эффективность семейного воспитания по многим показателям:

·         уровень низкой тревоги у воспитанников детского дома ниже (7%), чем у воспитанников, воспитывающихся в замещающей семье (35,2%);

·         количество воспитанников детского дома с заниженной самооценкой больше (55,6%), чем воспитанников из замещающей семьи (17,6%);

·         82% психо-эмоциональное состояние  воспитанников из патронатной семьи адекватные. Психо-эмоциональное состояние у воспитанников детского дома адекватно только у меньше половины детей (44,4%). У 33% воспитанников детского дома появляются суицидальные мысли;

·         69,1% воспитанников имеют низкую школьную мотивацию. У них низкая сформированность учебной деятельности. 56,2%  воспитанников патронатной семьи имеют высокую мотивацию;

·         качество учебы у воспитанников из замещающей семьи выше (40%) , чем у воспитанников из детского дома (30%).

Таким образом, показатели физического и психического развития детей из замещающих семей, показывают положительные результаты.

Содержание образования

·       подбор для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в Учреждение, совместимой с ними семьи

·       устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи;

·       психолого-педагогическая подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче на воспитание в семью;

·       психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей;

·       комплексное сопровождение лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая:

·        подготовка кандидатов в замещающие родители в ШПР;

·       профилактика отказов родителей (законных представителей) от детей, возврата детей из замещающих семей;

·       организация коррекционно-реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, в целях возвращения им условий развития и воспитания ребенка, сохранения его в кровной или замещающей семье;

·       реабилитация детей, отобранных у кровных родителей, возвращенных из замещающих семей в Центр;

·        мониторинг развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·       психолого-педагогическое просвещение замещающих родителей, проведение семинаров, круглых столов, тренингов, тематических бесед, распространение опыта по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  через Клуб замещающих семей «Араначчы»;

·       методическое сопровождение педагогических работников, повышение их квалификации.

·       взаимодействие с другими учреждениями и организациями.

Структура Центра

Министерство Образования Республики Саха (Якутия);

МР «Верхневилюйский улус (район);

Управление образования Верхневилюйского улуса;

Отдел опеки и попечительства при Администрации Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия);

Центр содействия семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи

Этапы реализации проекта

I.               2014-2015г.- подготовка к перепрофилированию детского дома

II.            2015-2016г. - создание  Центра содействия семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи (далее Центр).

III.         2016-2017 г. - Открытие коррекционно-реабилитационного отдела  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов замещающих семей. 

Предполагаемые результаты

·       Опыт семейного воспитания станет основой для успешной социальной адаптации воспитанников.

·       Центр сможет оказывать квалифицированную помощь не только замещающим семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителям, но и детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, с ЗПР, с эмоциональными нарушениями, перенесшими жестокое обращение.

·       Эффективное функционирование замещающей семьи, способность замещающих родителей самостоятельно, профессионально и компетентно решать возникающие проблемы детей и всей семьи.

·       Будут созданы благоприятные условия для общего, физического и психического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·       Откроются новые рабочие места для населения.

·       Систематически и последовательно будут проводиться работы по профилактике сиротства и возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в кровные семьи.

Критерии оценки предполагаемых результатов

·       Увеличится число детей, передаваемых на воспитание в семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·       Сократится численность возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из замещающих семей;

·       Сократится количество вторичного устройства воспитанников в учебные заведения;

·       Уменьшение количества вторичного сиротства;

·       Сокращение количества безработных лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кадровое обеспечение проекта

·       Руководитель Центра

·       Заместитель руководителя по семейному устройству, коррекции и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 1;

·       Заместитель руководителя по социальным вопросам - 1;

·       Заместитель руководителя по организации правовой работе – 1;

·       Заместитель руководителя по АХЧ – 1;

·       Методист – 2;

·       Психологи( клинический, семейный, педагоги-психологи) – 10;

·       Социальные педагоги – 6;

·       Воспитатели – 9;

·       Организатор – 1;

·       Учитель-логопед – 1;

·       Педагог-дефектолог – 1;

·       Инструктор ЛФК – 1;

·       Врач;

·       Педиатр – 1;

·       Медсестра – 1;

·       Специалист по связям с общественностью и СМИ;

·       Юрисконсульт

Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное)

·       Собственные – бюджетные средства.

·       Привлеченные – гранты Фондов, меценатство.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: detskyi_dom (05.05.2014)
Просмотров: 1709 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: