Центр содействия семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи
|
Анализ социокультурной ситуации
|
Верхневилюйский детский дом был создан 17 апреля 1943 г. На форму семейного типа перешли в сентябре 1992 г.
В 2009 году на основании Постановления Главы муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» «О создании уполномоченной Службы Сопровождения замещающих семей Верхневилюйского детского дома» от 17.06.2009 г. №351 Поскачина В.С и при содействии начальника органа опеки и попечительства Верхневилюйского улуса Колесовой А.П. на базе Верхневилюйского детского дома была создана уполномоченная Служба Сопровождения замещающих семей.
В 2012г. срок соглашения о сотрудничестве и деятельности уполномоченной службы сопровождения по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи (патронатные, приемные, усыновление, опека и попечительство) между отделом опеки и попечительства администрации МР и МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхневилюйский детский дом имени И.И.Седалищева» продлен Постановлением Главы муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» от 01 марта 2012года №84
В 2013 году вышло постановление Главы администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» №333 от 13 мая 2013г. «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей» на базе МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхневилюйский детский дом имени И.И.Седалищева».
|
Проблематика проекта
|
По итогам статистических данных о социальном положении по Верхневилюйскому улусу показало:
· число лишенных родительских прав родителей и количество детей, оставшихся без попечения родителей, повышается;
· число детей, переданных в детские дома, уменьшаются;
· число неблагополучных семей увеличиваются;
· количество детей, находящихся в добровольной опеке увеличивается.
В связи с этим появилась необходимость устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи, подбор, обучение кандидатов в замещающие семьи, в профессиональном сопровождении этих семей, для разрешения возникающих проблем, с целью профилактики возврата детей.
|
Философские основания
|
Проект представляет собой программу реорганизации Верхневилюйского детского дома в Центр содействия семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи на базе ППМС-службы сопровождения Верхневилюйского детского дома.
Цель деятельности Центра:
Обеспечение психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детском доме, в замещающих семьях, оказание помощи и постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подготовка кандидатов в замещающие семьи, сопровождение замещающих семей, а также содействие устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в кровную семью, профилактика сиротства.
Задачи Центра:
- устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи;
- подбор для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в Учреждение, совместимой с ними семьи;
- психолого-педагогическая подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче на воспитание в семью;
- психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей;
- реабилитация детей, отобранных у кровных родителей, возвращенных из замещающих семей в Центр;
- подготовка кандидатов в замещающие родители в ШПР;
- психолого-педагогическое просвещение замещающих родителей, проведение семинаров, круглых столов, тренингов, тематических бесед, распространение опыта по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через Клуб замещающих семей «Араначчы»;
- мониторинг развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профилактика отказов родителей (законных представителей) от детей, возврата детей из замещающих семей, организация коррекционно-реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, в целях возвращения им условий развития и воспитания ребенка, сохранения его в кровной или замещающей семье;
- комплексное сопровождение лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая:
- методическое сопровождение педагогических работников, повышение их квалификации.
- взаимодействие с другими учреждениями и организациями.
|
Психологическая концепция
|
Опыт работы по семейному устройству показал, что благодаря проживанию в семье, ребенок усваивает представление о разнообразии социальных ролей в семье, осознает свою половую принадлежность, вырабатывает представление о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать не роль сироты, а роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решать.
Результаты нашего мониторинга наглядно показывают эффективность семейного воспитания по многим показателям:
· уровень низкой тревоги у воспитанников детского дома ниже (7%), чем у воспитанников, воспитывающихся в замещающей семье (35,2%);
· количество воспитанников детского дома с заниженной самооценкой больше (55,6%), чем воспитанников из замещающей семьи (17,6%);
· 82% психо-эмоциональное состояние воспитанников из патронатной семьи адекватные. Психо-эмоциональное состояние у воспитанников детского дома адекватно только у меньше половины детей (44,4%). У 33% воспитанников детского дома появляются суицидальные мысли;
· 69,1% воспитанников имеют низкую школьную мотивацию. У них низкая сформированность учебной деятельности. 56,2% воспитанников патронатной семьи имеют высокую мотивацию;
· качество учебы у воспитанников из замещающей семьи выше (40%) , чем у воспитанников из детского дома (30%).
Таким образом, показатели физического и психического развития детей из замещающих семей, показывают положительные результаты.
|
Содержание образования
|
· подбор для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в Учреждение, совместимой с ними семьи
· устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи;
· психолого-педагогическая подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче на воспитание в семью;
· психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей;
· комплексное сопровождение лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая:
· подготовка кандидатов в замещающие родители в ШПР;
· профилактика отказов родителей (законных представителей) от детей, возврата детей из замещающих семей;
· организация коррекционно-реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, в целях возвращения им условий развития и воспитания ребенка, сохранения его в кровной или замещающей семье;
· реабилитация детей, отобранных у кровных родителей, возвращенных из замещающих семей в Центр;
· мониторинг развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· психолого-педагогическое просвещение замещающих родителей, проведение семинаров, круглых столов, тренингов, тематических бесед, распространение опыта по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через Клуб замещающих семей «Араначчы»;
· методическое сопровождение педагогических работников, повышение их квалификации.
· взаимодействие с другими учреждениями и организациями.
Структура Центра
Министерство Образования Республики Саха (Якутия);
МР «Верхневилюйский улус (район);
Управление образования Верхневилюйского улуса;
Отдел опеки и попечительства при Администрации Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия);
Центр содействия семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи
|
Этапы реализации проекта
|
I. 2014-2015г.- подготовка к перепрофилированию детского дома
II. 2015-2016г. - создание Центра содействия семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи (далее Центр).
III. 2016-2017 г. - Открытие коррекционно-реабилитационного отдела для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов замещающих семей.
|
Предполагаемые результаты
|
· Опыт семейного воспитания станет основой для успешной социальной адаптации воспитанников.
· Центр сможет оказывать квалифицированную помощь не только замещающим семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителям, но и детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, с ЗПР, с эмоциональными нарушениями, перенесшими жестокое обращение.
· Эффективное функционирование замещающей семьи, способность замещающих родителей самостоятельно, профессионально и компетентно решать возникающие проблемы детей и всей семьи.
· Будут созданы благоприятные условия для общего, физического и психического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· Откроются новые рабочие места для населения.
· Систематически и последовательно будут проводиться работы по профилактике сиротства и возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в кровные семьи.
|
Критерии оценки предполагаемых результатов
|
· Увеличится число детей, передаваемых на воспитание в семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· Сократится численность возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из замещающих семей;
· Сократится количество вторичного устройства воспитанников в учебные заведения;
· Уменьшение количества вторичного сиротства;
· Сокращение количества безработных лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
Кадровое обеспечение проекта
|
· Руководитель Центра
· Заместитель руководителя по семейному устройству, коррекции и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 1;
· Заместитель руководителя по социальным вопросам - 1;
· Заместитель руководителя по организации правовой работе – 1;
· Заместитель руководителя по АХЧ – 1;
· Методист – 2;
· Психологи( клинический, семейный, педагоги-психологи) – 10;
· Социальные педагоги – 6;
· Воспитатели – 9;
· Организатор – 1;
· Учитель-логопед – 1;
· Педагог-дефектолог – 1;
· Инструктор ЛФК – 1;
· Врач;
· Педиатр – 1;
· Медсестра – 1;
· Специалист по связям с общественностью и СМИ;
· Юрисконсульт
|
Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное)
|
· Собственные – бюджетные средства.
· Привлеченные – гранты Фондов, меценатство.
|
|